Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное   учреждение 

г. Астрахани «Детский сад

№ 100»

 

 

 

исчерпывающий перечень услуг, оказываемых образовательной организацией гражданам бесплатно в рамках реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (на базовом и углубленных уровнях)

 

Исчерпывающий перечень услуг, оказываемых образовательной организацией гражданам бесплатно в рамках реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (на базовом и углубленных уровнях)

 

Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда —это внутреннее оформление помещений. Макросреда—это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития могут быть:

   уголок для ролевых игр;

   книжный уголок;

   зона для настольно-печатных игр;

   выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

   уголок природы (наблюдений за природой);

   спортивный уголок;

   уголок для игр с песком;

   игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

   уголки    для    разнообразных    видов    самостоятельной    деятельности    детей— конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

   игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.

В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

 

Музыкальный

 зал

 

 

 

 

Физкульту-рная площадка

 

Базисные компоненты развивающей предметной среды МБДОУ

 

Экологическая тропа

 

 

Логопункт

 

Описание основных технологий реализации Программы ( форм , методов, приемов, средств образования) с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» наше дошкольное образовательное учреждение для разработки своей основной образовательной программы выбрала примерную основную образовательную  «Программа  воспитания и  обучения в детском саду»   под  редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва «Мозаика-синтез», 2010 год.  ; «От рождения до школы» - программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. «Мозаика-синтез», 2012 г.; и , соответствующие данным  программам, образовательные  технологии.

Ведущие  цели   базисной  программы – создание  благоприятных  условий  для  полноценного  проживания  ребенком   дошкольного детства, формирование основ базовой  культуры  личности, всестороннее  развитие  психических  и  физических  качеств  в  соответствии  с  возрастными и  индивидуальными  особенностями, подготовка  ребенка  к  жизни  в  современном  обществе.

По приоритетному направлению используются конспекты образовательной деятельности программы  по  изобразительному искусству «Природа и художник» Т.А. Копцевой. М. «Сфера», 2001 г.. Нацелена данная программа на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

 В 2012-2013 учебном году на заседании методического объединения проведена аналитическая работа по использованию парциальных программ с целью эффективной воспитательно-образовательной  работы с  приоритетным осуществлением  художественно-эстетического развития  воспитанников нашего дошкольного учреждения.

Педагогический совет  принял  решение об  использование следующих инновационных технологий и методических разработок.

 

Состав  образовательных областей

Название  парциальной  программы

( методических пособий)

Возрастные группы

1

Художественно-эстетическое

*Художественное  творчество :продуктивные  виды  деятельности

( рисование, лепка, аппликация, художественный  труд)

 

 

*Музыка

1. Программа  по  изобразительному  искусству  «Природа и  художник»  под  редакцией Т.А. Копцевой. М., «Творческий Центр», 2001 г. ( одобрено Федеральным  экспертным  советом  по  общему  образованию Министерства  образования РФ).

Дополнительно :

«Занятия по изо в д\с»  Швайко Г.С.  М., «Владос», 2002 г.

 «Триз» Страунинг.

 

«Ладушки»; «Театр- творчество- дети»  Сорокина Н.Ф.

3-7 лет

2 младшие, средние, старшие и подготовительные

 

 

4-7 лет

 

 

2-7 лет

2

Социально-личностное

*Социализация

*Труд

*Безопасность

1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»  Князева О.Л.    С-П , 2000 г.

2.  «Дошкольнику- об истории и культуре России»  Г.Н. Данилиной    М., 2003 г.

3. «Безопасность»  Стеркина Р.Б.  , С-П, 2002 г.

4. «Азбука общения»  под ред. Л.М. Шипицына, С-П. , 2001 г. (утверждены  Министерством общего и профессионального образования РФ).

5. по правам  ребенка

3-7 лет

 

5-7 лет

3

Познавательно-речевое

*Коммуникация

*Чтение  художественной литературы

*Познание

1. «Программа  развития речи детей  д. в. в д\с.» под ред О.С. Ушаковой

2. «Обучение дошкольников грамоте»  под ред. Л.Е. Журова (утверждены  Министерством общего и профессионального образования РФ)

3. «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. О.С. Ушаковой  М. , 2002 г.

4. « Знакомим дошкольников с литературой»   О.С. Ушакова, М. 1999 г.

5. «Азбука общения»  под ред. Л.М. Шипицына, С-П. , 2001 г. (утверждены  Министерством общего и профессионального образования РФ)

 

3-7 лет

 

 

5-7 лет

 

 

1,5 – 7 лет.

 

 

 

3-6 лет

4

Физическое

*Физическая  культура

*Здоровье

Пензулаева «Конспекты занятий по физкультуре» от 2 до 7 лет.

«Азбука  чистоты» - программа «Здоровый малыш», 2009 г. Автор Ходжимирова Н.Д.

«Азбука  здоровья»- программа «Здоровый малыш»НИИ гигиены и охраны  здоровья  детей и  подростковГУ НЦЗДРАМН

 

2-7 лет

 

5-7лет

 

 

5-7 лет

5

Коррекционно-речевое ( на  базе  логопункта)

*Занятия с логопедом

«Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального д\с»  под ред Фимичевой  Т.Б. , М.

утверждены  Министерством общего и профессионального образования РФ

+ методические пособия разных авторов с конспектами занятий, дидактическими   играми

6-7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) в дошкольном учреждении начинается с 9.00 часов. Продолжительность НОД:

- в младшей группе (дети от 2 до 3 лет) - 10 минут;

- во 2-й младшей группе (дети от 3 до 4 лет) - 15 минут;

- в средней группе (дети от 4 до 5 лет) - 20 минут;

- в старшей группе (дети от 5 до 6 лет) - 25 минут;

- в подготовительной группе (дети от 6 до 7 лет) - 30 минут.

Перечень основных видов организованной образовательной деятельности

1.     Первая младшая группа

Организованная образовательнаядеятельность

Базовая образовательная область

Периодичность

Интеграция образовательных областей ( примерная)

Физическая культура

3 раза в неделю

«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд».

Познание.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1 раз в неделю

«Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».

Коммуникация

2 раза в неделю

«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд».

Художественное творчество

·         рисование

 

1 раз в неделю

«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание»

·         лепка

1 раз в неделю

Музыка

2 раза в неделю

«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание».

 

2.      Вторая младшая группа:

Организованная образовательнаядеятельность

Базовая образовательная область

Периодичность

Интеграция образовательных областей ( примерная)

Физическая культура

3 раза в неделю

«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд».

Познание.

Формирование элементарных математических представлений

1 раз в неделю

«Познание» ( продуктивная ( конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность; сенсорное развитие), «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество»

Познание.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1 раз в неделю

«Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».

Коммуникация

1 раз в неделю

«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».

Чтение художественной литературы

ежедневно

«Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка»

Художественное творчество

·         рисование

·         лепка

·         аппликация

 

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

«Художественное творчество» ( развитие детского творчества, приобщение к музыкальному искусству), «Коммуникация», «Музыка», «Познание» ( формирование целостной картины мира), «Труд».

Музыка

2 раза в неделю

«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание».

3.      Средняя группа

Организованная образовательнаядеятельность

Базовая образовательная область

Периодичность

Интеграция образовательных областей ( примерная)

Физическая культура

3 раза в неделю

«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд».

Познание.

Формирование элементарных математических представлений

1 раз в неделю

«Познание» ( продуктивная ( конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность; сенсорное развитие), «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество»

Познание.

Познавательно-исследовательская и продуктивная

( конструктивная) деятельность

1 раз в   две недели

«Познание ( ФЭМП), «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».

Познание.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1 раз в неделю

«Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».

Коммуникация

1 раз в неделю

«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».

Художественное творчество

·         рисование

 

1 раз в неделю

«Художественное творчество» ( развитие детского творчества, приобщение к музыкальному искусству), «Коммуникация», «Музыка», «Познание» ( формирование целостной картины мира), «Труд».

·         лепка

1 раз в неделю

·         аппликация

1 раз в две недели

Музыка

2 раза в неделю

«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание».

 

 

4.      Старшая группа

Организованная образовательнаядеятельность

Базовая образовательная область

Периодичность

Интеграция образовательных областей ( примерная)

Физическая культура

3 раза в неделю

«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд».

Познание.

Познавательно-исследовательская и продуктивная

( конструктивная) деятельность

1 раз в    неделю

«Познание ( ФЭМП), «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».

Познание.

Формирование элементарных математических представлений

1 раз в    неделю

«Познание» ( продуктивная ( конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность; сенсорное развитие), «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество»

Познание.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1 раз в    неделю

«Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».

Коммуникация

2 раза в неделю

«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».

Художественное творчество

·         рисование

 

2 раза в неделю

«Художественное творчество» ( развитие детского творчества, приобщение к музыкальному искусству), «Коммуникация», «Музыка», «Познание» ( формирование целостной картины мира), «Труд».

·         лепка

1 раз в две недели

·         аппликация

1 раз в две недели

Музыка

2 раза в неделю

«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание».

 

 

5.      Подготовительная группа

Организованная образовательнаядеятельность

Базовая образовательная область

Периодичность

Интеграция образовательных областей ( примерная)

Физическая культура

3 раза в неделю

«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд».

Познание.

Познавательно-исследовательская и продуктивная

( конструктивная) деятельность

1 раз в    неделю

«Познание ( ФЭМП), «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».

Познание.

Формирование элементарных математических представлений

2  раза в неделю

«Познание» ( продуктивная ( конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность; сенсорное развитие), «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество»

Познание.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1 раз в    неделю

«Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».

Коммуникация

2 раза в неделю

«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд».

Художественное творчество

·         рисование

 

2 раза в неделю

«Художественное творчество» ( развитие детского творчества, приобщение к музыкальному искусству), «Коммуникация», «Музыка», «Познание» ( формирование целостной картины мира), «Труд».

·         лепка

1 раз в две недели

·         аппликация

1 раз в две недели

Музыка

2 раза в неделю

«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание».

 

В середине каждого НОД педагоги проводят физкультурную минутку. Предусмотрены перерывы длительностью 10 минут.

 

НОД по ФЭМП, развитию речи, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг). Для профилактики утомления детей указанные занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями и занятиями по рисованию.

НОД физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимают не менее 50% общего времени занятий.

Домашнее задание воспитанникам дошкольного учреждения не задается.

Согласно СанПиН в каждой возрастной группе включены три НОД по физической культуре: два проводятся в физкультурном зале, одно - на свежем воздухе.

Построение воспитательно-образовательного процесса осуществляется через учебный план.

 

Базисный учебный план МБДОУ детский сад общеразвивающего вида, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» ( под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой;  программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» ( под ред. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. «Мозаика-синтез», 2011 г.)

 

 

1.

Базовая часть (инвариантная) федеральный компонент

 

1.1.

Познавательно-речевое направление развития

Образователь-ные области

1 младшая группа

2 младшая группа

средняя группа

старшая группа

Подготовител.

к школе группа

 

 

подгот.

к школе группа

Познание

13,5мин

37,5 мин

40 мин

62,5мин

105 мин

3,5

Коммуникация

10 мин

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

1

Чтение художественной

Литературы

10 мин

7,5 мин

10 мин

25 мин

30 мин

1

1.2

Социально-личностное направление развития

 

Социализация

-

-

5 мин

6,2 мин

7,5 мин

 

0,25

0,25

Труд

-

-

-

-

-

-

-

Безопасность

-

-

5мин

6,2 мин

7,5 мин

0,25

0,25

1.3

Художественно-эстетическое направление развития

 

Музыка

20 мин

30 мин

40 мин

50 мин

60 мин

 

2

2

Художественное творчество

15 мин

22,5 мин

50 мин

75 мин

902 мин

3

3

1.4

Физическое направление развития

 

Здоровье

-

-

-

-

-

 

 

 

-

-

Физическая культура

30 мин

45 мин

60 мин

75 мин

90 мин

3

3

ИТОГО:

100 мин

150 мин

220 мин

325 мин

420 мин

14

14

2.

Вариативная часть

1 младшая группа

2 младшая группа

средняя группа

старшая группа

подгот.

к школе

группа

старшая группа

подгот.

к школе группа

2.1.

Детские объединения по интересам

-

-

1

1

2

 

1

2

ВСЕГО (СанПин)

100 мин

150 мин

240мин

350мин

480мин

15

17

 

 

Организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.

В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:

 

Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

- Подвижные дидактические игры,подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования

Игровая

- Сюжетные игры, игры с правилами

Продуктивная

- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

- Реализация проектов

Коммуникативная

-Беседа; ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; игры с правилами

Трудовая

- Совместные действия, дежурство, поручения, задания, реализация проекта

Познавательно-исследовательская

- Наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами

Музыкально-художественная

-Слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением),музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

- Чтение, обсуждение, разучивание

 

 

Образовательные  области.

«Музыка».

 

В соответствии с ФГТ  реализация цели-развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку  решается через  следующие задачи:

u  развитие  музыкально-художественной деятельности;

u   приобщение к музыкальному искусству;

u  развитие музыкальности детей;

u   развитие способности эмоционально воспринимать музыку;

u  развитие музыкально-художественной деятельности;

u   приобщение к музыкальному искусству.

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми, в частности «Музыкально- художественной деятельности» соответствуют такие формы работы как:

 

Детская деятельность

Формы работы

Музыкально-художественная

- Слушание

- Исполнение

- Импровизация

- Экспериментирование

- Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

- Музыкально-дидактические игры

 

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности.

v  Связь образовательной области «Музыка»с другими образовательными областями:

Образовательная область

Задача

Физическая культура

развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

Здоровье

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

Социализация

формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Безопасность

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

Труд

Формирование трудовых умений  и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание  ценностного отношения к собственному труду, труду  других людей и его результатам

Познание

расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

Коммуникация

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественное творчество

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

Чтение художественной литературы

использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений

 

Вывод: музыка сопровождает все  режимные моменты детского сада.

 

«Здоровье».

В ДОУ  основная цель по образовательной области «Здоровье»- охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, - направлена через решение задач :

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

 – воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

В  рабочих планах педагогов используются следующие методические пособия :

Технологии и пособия

по образовательной области: «Здоровье»

§  Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – М.: Владос, 2003.

§  Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.

§  Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти,  1997.

§  Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада /  Л.В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999.

§  Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса,  2006.

§   «Азбука  чистоты» - программа «Здоровый малыш», 2009 г. Автор Ходжимирова Н.Д.

§  «Азбука  здоровья»- программа «Здоровый малыш»НИИ гигиены и охраны  здоровья  детей и  подростковГУ НЦЗДРАМН

 

Реализацию  принципа интеграции  в нашем дошкольном  учреждении можно представить можно представить так :

Виды  интеграции  области «Здоровье»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека)

«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)

«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области  «Здоровье»)

 

v  Реализация образовательной области «Здоровье» МБДОУ г. Астрахани № 100

 в различных формах деятельности.

Разделы

(задачи, блоки)

Режимные

моменты

Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятель-

ность детей

Совместная

деятельность

с семьей

-культура гигиены

умываться, чистить зубы, расчёсывать волосы, полоскать горло и рот, устранять порядок в одежде

вытираться только своим полотенцем

навыки гигиены в туалете

культура разговора в помещении

 

-понимать своё состояние

-различать и понимать состояния своё и людей

 

-одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения

-выполнение простейшихзакаливающих процедур

-знание о полезном питании

-элементарные навыки приёма пищи

дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример

Обучающие игры по инициативе воспитателя

(сюжетно-дидактические)

 

Занятия-развлечения

Игры сюжетно-отобра-зительные

Беседы, консультации,

родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение.

В соответствии «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г №164»,в  нашем дошкольном учреждении  организовано следующее:

u  Четырехкратное питание осуществляется в соответствии с нормативными документами.

u  Проводится комплекс оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий (  массовые и индивидуальные).

u  Третий час физкультуры проводится на  воздухе.

u  Регулярно осуществляется медико-педагогический контроль, результаты которого находят свое отражение в схематическом и графическом анализе, в обсуждении результатов работы на совещании при заведующей.

u  Медицинское   обслуживание детей осуществляется старшей медицинской сестрой , врачом –педиатром и другими  узкими специалистами Муниципального  учреждения  здравоохранения ДПГ № 4 (медицинское обслуживание).        

 

"Безопасность"

Содержание образовательной области «Безопасность» в соответствии с ФГТ направлено на достижение целей -формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

u  формирование представлений об опасных  для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

u   приобщение к  правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

u  передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

u  формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

 

Виды  интеграции  области «Безопасность»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания)

«Труд» (формирование представлений  и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе,  гендерных особенностях,  семье,  социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания)

«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира)

В планировании используются следующие  парциальные программы    и технологии:

Технологии и пособия

по проблеме:

«Безопасность»

§   Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

§   Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

Перечень пособий

§  Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

§  Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Мин. образования Республики Татарстан. / Л.А. Артемьева, Ю.Д. Мисянин и др. – Казань, 1995.

§  Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. – Мн.: Нар.асвета, 1996.

§  Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.

§  Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.

 

«Физическая  культура»

Содержание образовательной  области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач :

·         Развитие физических качеств ( скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

·         Накопление и обогащение двигательного опыта детей ( овладение основными движениями);

·         Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В нашем дошкольном учреждении физкультура ведется в соответствии развернутого перспективного планирования  по физическому воспитанию (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) и методического пособия «Физкультурные занятия в детском саду» Л.И. Пензулаевой. На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты   и др. Кроме этого, инструктор по физкультуре применяет на практике авторские разработки занятий, построенные на основе положений и принципов программы под ред. Васильевой М.А. и программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы.

Технологии и пособия

по образовательной области: «Физическая культура»

§  Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2000.

§  С физкультурой дружить - здоровым быть / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

§  Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении / Н.С. Галицына. – М.: Скрепторий, 2004.

§  Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – М.: Владос, 2003.

§  Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении / А.П. Щербак. – М.:  Владос, 1999.

§  Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – М.: Просвещение, 2003.

§  Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.

§  Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти,  1997.

 

Процесс обучения на непосредственно-образовательной деятельности носит дифференцированный, вариативный и интегративный  характер.

Виды  интеграции  области «Физическая культура»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья)

«Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств)

«Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как  одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)

«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности)

«Труд» (накопление опыта двигательной активности)

«Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» (развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики  для успешного освоения указанных областей)

 

v  Реализация образовательной области «Физическая культура» в различных формах      деятельности

Разделы

(задачи, блоки)

Режимные

моменты

Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятель

ная

деятельность детей

Совместная

деятельность

с семьей

1.Основные движения:

-ходьба; бег; катание, бросание, метание; ползание, лазание; упражнения в равновесии.

 

2.Общеразвивающие  упражнения

 

Физкультур

ный досуг

 

Физкультур

ные праздники

 

День здоровья

 

3.Подвиж

ные игры

 

4. Активный отдых

Утренний отрезок времени:

Индивидуальная работа воспитателя - игровые упражнения

Утренняя гимнастика:

 

-традиционная

 

-сюжетно-игровая

Подражательные движения

 

Прогулка :

Подвижная игра большой и малой подвижности

Игровые упражнения

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа

Занятия по физическому воспитанию на улице

Подражательные движения

 

Вечерний отрезок времени, включая прогулку:

Гимнастика после дневного сна

Физкультурные упражнения

Коррекционные упражнения

Подражательные движения

Индивидуальная работа

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

Занятия по физическому воспитанию:

 

-традиционные

 

- сюжетно-игровые

 

- тематические

 

- Подвижная игра большой и малой подвижности

Игра

 

Игровое упражнение

 

Подражательные движения

Беседа, консультация

 

Открытые занятия

 

Встречи по заявкам

 

Совместные занятия

 

Физкультурный досуг

 

Физкультурные праздники

 

Консультативные встречи.

 

Интерактивное общение

 

Мастер-класс

 

 

«Социализация»

Содержание  образовательной  области «Социализация» направлено  на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения в систему социальных отношений через решение следующих задач:

§  Развитие игровой деятельности детей.

§  Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральными).

§  Формирование положительного отношения к себе.

§  Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Для решения поставленных задач воспитатели в календарно-тематическом планировании используют нижеуказанные программы, технологии и методические пособия:

 


Перечень программ и технологий «Социализация»

Программы:

§  «Я – человек». – Козлова С.А.  М.: Школьная Пресса, 2004.

§  «Дружные ребята» /  Р.С. Буре и др. – М.: Просвещение, 2002.

§   «Юный эколог» // Николаева С.Н.   В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. - М., 1998.

§   «Я-ТЫ-МЫ» / О.Л.Князева,Р.Б.Стеркина- М: Просвещение, 2008.

Перечень пособий

§  Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002.

§  Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О.Л. Зверевой. – М., 2004.

§  Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003.

§  Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

§  Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

 

Пособия по игровой деятельности:

§  Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М., 1997.

§  Михайлова З. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996.

§  Николаева С. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12. – С. 37.

 

Реализацию интегративного подхода в нашем детском саду можно представить так:

Виды  интеграции  области «Социализация»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)

 

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)

 

«Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности»)

 

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)

 

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»)

 

«Труд».

Цель данной образовательной области  в  соответствии сфедеральными государственными требованиями - формирование у детей положительного отношения к труду. Достижение цели осуществляется через решение задач:

1.      развитие трудовой деятельности;

2.      воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

3.      формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В нашем детском саду созданы условия, которые  способствуют реализации цели и задач данной образовательной области:  в группах и на участках оформлены уголки для всех видов трудовой деятельности детей, подобран инвентарь в соответствии с возрастными задачами и требованиями СанПин и ТБ.

В календарно-тематическом планировании используем методические пособия «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко), «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители Т.И. Кандала, И.А. Осина),  «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (авторы-составители Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко; Н.В. Лободина;З.А. Ефанова), а так же:

Перечень программ и технологий «Труд»

Программы:

1. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2.Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. / Л.В. Куцакова. – М.: Совершенство,1999.

3. Программа «Юный эколог» / Николаева С.Н.  // В кн.: Юный эколог: Программа  и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М., 1998.

Перечень пособий

·         Нравственно-трудовое вогспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. / Л.В.Куцакова. – М.: Владос, 2003.

·         Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие./ А.Д.Шатова. – М: Пед. общество России, 2005.

·         Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990.

·         Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т.В. Потапова – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).

·         Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. / О.В.Дыбина. –М: Сфера, 2001.

 

Реализацию интегративного подхода по данной образовательной области можно представить так:

Виды  интеграции  области «Труд»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)

 

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей)

 

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)

 

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях,  семье,  социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

 

 «Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей)

 

«Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Труд»)

 

v  Реализация образовательной области «Труд» в различных формах деятельности.

Разделы

(задачи, блоки)

Формы  работы  с детьми

Совместная

деятельность

с семьей

Режимные

моменты

Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятель-ная  деятель

ность детей

Самообслуживание

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Ручной труд

Первая половина дня

Показ, объяснение, обучение, наблюдение

Вторая половина дня

Напоминание

 

самообслуживание

 

 

Напоминание, беседы, потешки

 

 

 

 

Разыгрывание игровых ситуаций

Поручения, игровые ситуации, досуг

Дидакти-ческие игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художествен-ной литературы

Беседы, личный пример

 

«Познание».

Наблюдения  за развитием  у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей  через решение задач :

·         Развитие сенсорной культуры;

·         Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной ( конструктивной) деятельности;

·         Формирование элементарных математических представлений;

·         Формирование целостной картины мира, расширения кругозора детей.

Виды  интеграции  области «Познание»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)

 

«Чтение художественной литературы»  (решение специфическими средствами идентичной  основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)

 

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни)

 

«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире)

 

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности)

 

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы)

 

«Музыка» и «Художественное творчество»  (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного  искусства)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира)

 

«Музыка» и «Художественное творчество»  (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Познание)

 

v  Реализация образовательной области «Познание»

в различных формах деятельности.

Режимные

моменты

Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятельная  деятельность детей

Совместная

деятельность

с семьей

Игровые упражнения

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Наблюдение на прогулке

Развивающие игры

Мини занятия

Интегрированные занятия

Экспериментирование

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования

Игровые упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Показ

Тематическая прогулка

Игры (дидактические, развивающие, подвижные)

Игры-эксперриментирова-ния Игры с испольхованиемавтодидактических материалов

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность

(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую)

Опрос анкеты

Информационные листы

Мастер-класс для детей и взрослых

Семинары

Семинары практикумы

Ситуативное обучение

Упражнения

Консультации

Досуг

Коллекционирование

Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ

Просмотр видео

Беседа

Консультативные встречи

В календарно-тематическом планировании и в рабочих программах воспитатели  используют методические пособия «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко), «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители Т.И. Кандала, И.А. Осина),  «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (авторы-составители Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко; Н.В. Лободина;З.А. Ефанова).

 

«Коммуникация».

В соответствии с федеральными государственными требованиями  достижение цели образовательной области «Коммуникация» это-овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной        речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

За основу с 2012-2013 учебного года в календарно-тематическом планировании и в рабочих программах воспитатели  используют методические пособия «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко), «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители Т.И. Кандала, И.А. Осина),  «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (авторы-составители Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко; Н.В. Лободина;З.А. Ефанова).

А так же используют  следующие методические пособия:

 

Технологии и пособия

по проблеме:

*Коммуникация

 

 

1. «Программа  развития речи детей  д. в. в д\с.» под ред О.С. Ушаковой

2. «Обучение дошкольников грамоте»  под ред. Л.Е. Журова (утверждены  Министерством общего и профессионального образования РФ)

3. «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. О.С. Ушаковой  М. , 2002 г.

4. «Азбука общения»  под ред. Л.М. Шипицына, С-П. , 2001 г. (утверждены  Министерством общего и профессионального образования РФ )

5.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

6.Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.

9.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.

 

v  Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация» в нашем детском саду можно представить так :

Режимные

моменты

Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятельная  деятельность детей

Совместная

деятельность

с семьей

1.Речевое стимулирование

(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарногореплицирования.

2.Беседа с опорой на  зрительное восприятие и без опоры на  него.

3. Хороводные игры, пальчиковые игры.

4. Образцы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   коммуникативных кодов взрослого.

5. Тематические досуги.

1.Эмоционально-практическое взаимодействие

(игры с предметами и  сюжетными игрушками).

 2. Обучающие  игры  с использованием предметов и игрушек.

3.Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).

4. Сюжетно-ролевая игра.

5. Игра-драматизация.

6. Работа в книжном уголке

7.Чтение,  рассматривание иллюстраций (беседа).

8. Сценарии активизирующего общения.

1.Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек)

2.Совместная предметная и продуктивная деятельность детей

(коллективный монолог).

3.Игра-драматизация с  использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)

4.Игры в парах и совместные игры

(коллективный монолог)  

1.Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и  сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).

2. Игры парами.

3.Беседы.

4.Пример  коммуникативных кодов взрослого.

5.Чтение, рассматривание иллюстраций.

 

"Чтение художественной литературы"

В соответствии с федеральными государственными требованиями перед педагогическим коллективом поставлена цель по образовательной области «Чтение художественной литературы» -формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг , достижение которой  решается  посредством следующих задач:

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Интегративный  принцип по образовательной области «Чтение художественной литературы»   с другими   образовательными      областями осуществляется в нашем ДОУ так:

Образовательная область

Задача

Физическая культура

1.Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок.

2.Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей

3.Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений.

4. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры

Здоровье

1.На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания

2.Воспитывать  у детей  умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы

3.Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения.

Социализация

Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.Подводить к пониманию нравственного смысла произведения , к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. Участвовать в драматизации знакомых произведений

Безопасность

Учить ребенка  умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам  и паркам города.Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.)

Труд

Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.Воспитывать заботливое отношение к  животным.Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.Знакомство с трудом взрослых (профессии)

Познание

Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать  на их содержание и следить за развитием сюжета.Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.Систематизировать  и углублять знания о литературных произведениях. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра

Коммуникация

Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам  художественной речи, словесном творчестве. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Формировать  образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение  воспроизводить и осознавать образные выражения. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво.Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.

Художественное творчество

Вырабатывать отношение  к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых  и юмористических  вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора.Развивать  чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. Развивать  у детей индивидуальные  литературные предпочтения.Воспитывать желание  выразить свои  впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность

Музыка

Развитие  поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи. Развитие образности речи. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные  и интонационно-речевые характеристики персонажа.Развивать интерес к театрально-игровой деятельности

 

Педагоги используют разные формы, методы и приемы воспитательно-образовательной работы по данной образовательной области:

Режимные

моменты

Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятельная  деятельность детей

Совместная

деятельность

с семьей

Утренняя гимнастика

Физкультминутки. Тематические досуги, прогулка, прием пищи

Работа в театральном уголке, досуги, игры – драматизации, кукольные спектакли

Беседа

Рассказ, чтение

Д/и

Настольно-печатные игры

Прогулка Самостоятельная детская деятельность Организованные формы работы с детьми

Подбор иллюстраций о спорте.

Чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок.

Подвижные игры

Физкультурные досуги

Заучивание, рассказывание, напоминание, 

Рассматривание иллюстраций и книг

Самообслуживание

Творческие задания

Игры

Досуги

Продуктивная деятельность

Наблюдение

Рассказ

Настольно-печатные игры

Театр

Праздники

Беседы

Театр

Пересказ

Драматизация

Объяснение

Игры

Личный пример

Беседы

Тренинги

Ситуативное обучение

Посещение театра

Рассказы

Чтение

Прослушивание

аудиозаписей

Игры

Личный пример

Наблюдения за трудом взрослых

В календарно-тематическом планировании и в рабочих программах фронтальной и индивидуальной работы  воспитатели  используют методические пособия «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко), «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители Т.И. Кандала, И.А. Осина),  «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (авторы-составители Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко; Н.В. Лободина;З.А. Ефанова. А так же программу «Знакомим дошкольников с литературой»   О.С. Ушакова, М. 1999 г.

«Художественное творчество»

С целью реализации  приоритетного направления  и  интегративного подхода в формировании  у дошкольников художественной культуры как части  духовной, приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого,- воспитатели использовали в проведении непосредственной образовательной деятельности парциальную программу по  изобразительному искусству «Природа и художник» Т.А. Копцевой. М. «Сфера», 2001 г.., а также методические пособия «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко), «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители Т.И. Кандала, И.А. Осина),  «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (авторы-составители Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко; Н.В. Лободина;З.А. Ефанова).

v  Связь образовательной области «Художественное творчество»   с другими образовательными областями:

Образовательная область

Задача

Физическая культура

Развитие мелкой моторики 

Здоровье

воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Социализация

формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»

Безопасность

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

Труд

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

Познание

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

Коммуникация

развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности,  практическое овладение воспитанниками нормами речи

Музыка

использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

Чтение художественной литературы

использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

 

O    Формы работы по образовательной области «Художественное творчество»

Режимные

моменты

Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятельная  деятельность детей

Совместная

деятельность

с семьей

Гигиенические «мини-занятия»

Культура сервировки

Интегрированная детская деятельность

Игра

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Занимательные показы

Наблюдения по ситуации

Свободная художественная деятельность с участием взрослого

Индивидуальная работа с детьми

Рисование

Аппликация

Лепка

Конструирование из бумаги

Сюжетно-игровая ситуация

Художественный досуг

Выставка детских работ

Конкурсы

Рукоделие

Экспериментирование с материалом

Самостоятельная художественная деятельность

 

Игра

 

Проблемная ситуация

Конкурсы работ родителей и воспитанников

Выставки детских работ

Художественный досуг

Дизайн помещений, участков

Оформление групповых помещений, музыкального и физкультурного зала к праздникам

Брифинги

Консультативные встречи.

Встречи по заявкам.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"