|
исчерпывающий перечень услуг, оказываемых образовательной организацией гражданам бесплатно в рамках реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (на базовом и углубленных уровнях) |
|
Исчерпывающий перечень услуг, оказываемых образовательной организацией гражданам бесплатно в рамках реализации общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (на базовом и углубленных уровнях)
Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда —это внутреннее оформление помещений. Макросреда—это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве таких центров развития могут быть:
• уголок для ролевых игр;
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с песком;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей— конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства.
В групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
Базисные компоненты развивающей предметной среды МБДОУ
|
Описание основных технологий реализации Программы ( форм , методов, приемов, средств образования) с учетом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» наше дошкольное образовательное учреждение для разработки своей основной образовательной программы выбрала примерную основную образовательную «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва «Мозаика-синтез», 2010 год. ; «От рождения до школы» - программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. «Мозаика-синтез», 2012 г.; и , соответствующие данным программам, образовательные технологии.
Ведущие цели базисной программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
По приоритетному направлению используются конспекты образовательной деятельности программы по изобразительному искусству «Природа и художник» Т.А. Копцевой. М. «Сфера», 2001 г.. Нацелена данная программа на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
В 2012-2013 учебном году на заседании методического объединения проведена аналитическая работа по использованию парциальных программ с целью эффективной воспитательно-образовательной работы с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников нашего дошкольного учреждения.
Педагогический совет принял решение об использование следующих инновационных технологий и методических разработок.
№ |
|
Состав образовательных областей |
Название парциальной программы
( методических пособий) |
Возрастные группы |
1 |
Художественно-эстетическое |
*Художественное творчество :продуктивные виды деятельности
( рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
*Музыка |
1. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» под редакцией Т.А. Копцевой. М., «Творческий Центр», 2001 г. ( одобрено Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ).
Дополнительно :
«Занятия по изо в д\с» Швайко Г.С. М., «Владос», 2002 г.
«Триз» Страунинг.
«Ладушки»; «Театр- творчество- дети» Сорокина Н.Ф. |
3-7 лет
2 младшие, средние, старшие и подготовительные
4-7 лет
2-7 лет |
2 |
Социально-личностное |
*Социализация
*Труд
*Безопасность |
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» Князева О.Л. С-П , 2000 г.
2. «Дошкольнику- об истории и культуре России» Г.Н. Данилиной М., 2003 г.
3. «Безопасность» Стеркина Р.Б. , С-П, 2002 г.
4. «Азбука общения» под ред. Л.М. Шипицына, С-П. , 2001 г. (утверждены Министерством общего и профессионального образования РФ).
5. по правам ребенка |
3-7 лет
5-7 лет |
3 |
Познавательно-речевое |
*Коммуникация
*Чтение художественной литературы
*Познание |
1. «Программа развития речи детей д. в. в д\с.» под ред О.С. Ушаковой
2. «Обучение дошкольников грамоте» под ред. Л.Е. Журова (утверждены Министерством общего и профессионального образования РФ)
3. «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. О.С. Ушаковой М. , 2002 г.
4. « Знакомим дошкольников с литературой» О.С. Ушакова, М. 1999 г.
5. «Азбука общения» под ред. Л.М. Шипицына, С-П. , 2001 г. (утверждены Министерством общего и профессионального образования РФ)
|
3-7 лет
5-7 лет
1,5 – 7 лет.
3-6 лет |
4 |
Физическое |
*Физическая культура
*Здоровье |
Пензулаева «Конспекты занятий по физкультуре» от 2 до 7 лет.
«Азбука чистоты» - программа «Здоровый малыш», 2009 г. Автор Ходжимирова Н.Д.
«Азбука здоровья»- программа «Здоровый малыш»НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростковГУ НЦЗДРАМН
|
2-7 лет
5-7лет
5-7 лет |
5 |
Коррекционно-речевое ( на базе логопункта) |
*Занятия с логопедом |
«Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального д\с» под ред Фимичевой Т.Б. , М.
утверждены Министерством общего и профессионального образования РФ
+ методические пособия разных авторов с конспектами занятий, дидактическими играми |
6-7 лет
|
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) в дошкольном учреждении начинается с 9.00 часов. Продолжительность НОД:
- в младшей группе (дети от 2 до 3 лет) - 10 минут;
- во 2-й младшей группе (дети от 3 до 4 лет) - 15 минут;
- в средней группе (дети от 4 до 5 лет) - 20 минут;
- в старшей группе (дети от 5 до 6 лет) - 25 минут;
- в подготовительной группе (дети от 6 до 7 лет) - 30 минут.
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
1. Первая младшая группа
Организованная образовательнаядеятельность |
Базовая образовательная область |
Периодичность |
Интеграция образовательных областей ( примерная) |
Физическая культура |
3 раза в неделю |
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд». |
Познание.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора |
1 раз в неделю |
«Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». |
Коммуникация |
2 раза в неделю |
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд». |
Художественное творчество
· рисование |
1 раз в неделю |
«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание» |
· лепка |
1 раз в неделю |
Музыка |
2 раза в неделю |
«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание». |
2. Вторая младшая группа:
Организованная образовательнаядеятельность |
Базовая образовательная область |
Периодичность |
Интеграция образовательных областей ( примерная) |
Физическая культура |
3 раза в неделю |
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд». |
Познание.
Формирование элементарных математических представлений |
1 раз в неделю |
«Познание» ( продуктивная ( конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность; сенсорное развитие), «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество» |
Познание.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора |
1 раз в неделю |
«Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». |
Коммуникация |
1 раз в неделю |
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». |
Чтение художественной литературы |
ежедневно |
«Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» |
Художественное творчество
· рисование
· лепка
· аппликация |
1 раз в неделю
1 раз в 2 недели
1 раз в 2 недели |
«Художественное творчество» ( развитие детского творчества, приобщение к музыкальному искусству), «Коммуникация», «Музыка», «Познание» ( формирование целостной картины мира), «Труд». |
Музыка |
2 раза в неделю |
«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание». |
3. Средняя группа
Организованная образовательнаядеятельность |
Базовая образовательная область |
Периодичность |
Интеграция образовательных областей ( примерная) |
Физическая культура |
3 раза в неделю |
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд». |
Познание.
Формирование элементарных математических представлений |
1 раз в неделю |
«Познание» ( продуктивная ( конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность; сенсорное развитие), «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество» |
Познание.
Познавательно-исследовательская и продуктивная
( конструктивная) деятельность |
1 раз в две недели |
«Познание ( ФЭМП), «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». |
Познание.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора |
1 раз в неделю |
«Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». |
Коммуникация |
1 раз в неделю |
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». |
Художественное творчество
· рисование |
1 раз в неделю |
«Художественное творчество» ( развитие детского творчества, приобщение к музыкальному искусству), «Коммуникация», «Музыка», «Познание» ( формирование целостной картины мира), «Труд». |
· лепка |
1 раз в неделю |
· аппликация |
1 раз в две недели |
Музыка |
2 раза в неделю |
«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание». |
4. Старшая группа
Организованная образовательнаядеятельность |
Базовая образовательная область |
Периодичность |
Интеграция образовательных областей ( примерная) |
Физическая культура |
3 раза в неделю |
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд». |
Познание.
Познавательно-исследовательская и продуктивная
( конструктивная) деятельность |
1 раз в неделю |
«Познание ( ФЭМП), «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». |
Познание.
Формирование элементарных математических представлений |
1 раз в неделю |
«Познание» ( продуктивная ( конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность; сенсорное развитие), «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество» |
Познание.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора |
1 раз в неделю |
«Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». |
Коммуникация |
2 раза в неделю |
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». |
Художественное творчество
· рисование |
2 раза в неделю |
«Художественное творчество» ( развитие детского творчества, приобщение к музыкальному искусству), «Коммуникация», «Музыка», «Познание» ( формирование целостной картины мира), «Труд». |
· лепка |
1 раз в две недели |
· аппликация |
1 раз в две недели |
Музыка |
2 раза в неделю |
«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание». |
5. Подготовительная группа
Организованная образовательнаядеятельность |
Базовая образовательная область |
Периодичность |
Интеграция образовательных областей ( примерная) |
Физическая культура |
3 раза в неделю |
«Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Труд». |
Познание.
Познавательно-исследовательская и продуктивная
( конструктивная) деятельность |
1 раз в неделю |
«Познание ( ФЭМП), «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». |
Познание.
Формирование элементарных математических представлений |
2 раза в неделю |
«Познание» ( продуктивная ( конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность; сенсорное развитие), «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Художественное творчество» |
Познание.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора |
1 раз в неделю |
«Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». |
Коммуникация |
2 раза в неделю |
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд». |
Художественное творчество
· рисование |
2 раза в неделю |
«Художественное творчество» ( развитие детского творчества, приобщение к музыкальному искусству), «Коммуникация», «Музыка», «Познание» ( формирование целостной картины мира), «Труд». |
· лепка |
1 раз в две недели |
· аппликация |
1 раз в две недели |
Музыка |
2 раза в неделю |
«Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Познание». |
В середине каждого НОД педагоги проводят физкультурную минутку. Предусмотрены перерывы длительностью 10 минут.
НОД по ФЭМП, развитию речи, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг). Для профилактики утомления детей указанные занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями и занятиями по рисованию.
НОД физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимают не менее 50% общего времени занятий.
Домашнее задание воспитанникам дошкольного учреждения не задается.
Согласно СанПиН в каждой возрастной группе включены три НОД по физической культуре: два проводятся в физкультурном зале, одно - на свежем воздухе.
Построение воспитательно-образовательного процесса осуществляется через учебный план.
Базисный учебный план МБДОУ детский сад общеразвивающего вида, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» ( под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» ( под ред. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. «Мозаика-синтез», 2011 г.)
1. |
Базовая часть (инвариантная) федеральный компонент |
|
1.1. |
Познавательно-речевое направление развития |
|
Образователь-ные области |
1 младшая группа |
2 младшая группа |
средняя группа |
старшая группа |
Подготовител.
к школе группа |
|
|
подгот.
к школе группа |
Познание |
13,5мин |
37,5 мин |
40 мин |
62,5мин |
105 мин |
|
3,5 |
Коммуникация |
10 мин |
15 мин |
20 мин |
25 мин |
30 мин |
|
1 |
Чтение художественной
Литературы |
10 мин |
7,5 мин |
10 мин |
25 мин |
30 мин |
|
1 |
1.2 |
Социально-личностное направление развития |
|
|
Социализация |
- |
- |
5 мин |
6,2 мин |
7,5 мин |
|
0,25 |
0,25 |
Труд |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Безопасность |
- |
- |
5мин |
6,2 мин |
7,5 мин |
0,25 |
0,25 |
1.3 |
Художественно-эстетическое направление развития |
|
|
Музыка |
20 мин |
30 мин |
40 мин |
50 мин |
60 мин |
|
2 |
2 |
Художественное творчество |
15 мин |
22,5 мин |
50 мин |
75 мин |
902 мин |
3 |
3 |
1.4 |
Физическое направление развития |
|
|
Здоровье |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
- |
Физическая культура |
30 мин |
45 мин |
60 мин |
75 мин |
90 мин |
3 |
3 |
|
ИТОГО: |
100 мин |
150 мин |
220 мин |
325 мин |
420 мин |
14 |
14 |
2. |
Вариативная часть |
1 младшая группа |
2 младшая группа |
средняя группа |
старшая группа |
подгот.
к школе
группа |
старшая группа |
подгот.
к школе группа |
2.1. |
Детские объединения по интересам |
- |
- |
1 |
1 |
2 |
|
1 |
2 |
|
ВСЕГО (СанПин) |
100 мин |
150 мин |
240мин |
350мин |
480мин |
15 |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.
В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми:
Детская деятельность |
Формы работы |
Двигательная |
- Подвижные дидактические игры,подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования |
Игровая |
- Сюжетные игры, игры с правилами |
Продуктивная |
- Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
- Реализация проектов |
Коммуникативная |
-Беседа; ситуативный разговор; речевая ситуация; составление и отгадывание загадок; сюжетные игры; игры с правилами |
Трудовая |
- Совместные действия, дежурство, поручения, задания, реализация проекта |
Познавательно-исследовательская |
- Наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами |
Музыкально-художественная |
-Слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением),музыкально-дидактические игры |
Чтение художественной литературы |
- Чтение, обсуждение, разучивание |
Образовательные области.
«Музыка».
В соответствии с ФГТ реализация цели-развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку решается через следующие задачи:
u развитие музыкально-художественной деятельности;
u приобщение к музыкальному искусству;
u развитие музыкальности детей;
u развитие способности эмоционально воспринимать музыку;
u развитие музыкально-художественной деятельности;
u приобщение к музыкальному искусству.
Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми, в частности «Музыкально- художественной деятельности» соответствуют такие формы работы как:
Детская деятельность |
Формы работы |
Музыкально-художественная |
- Слушание
- Исполнение
- Импровизация
- Экспериментирование
- Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
- Музыкально-дидактические игры |
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей формы работы, органичные для какого-либо вида деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности.
v Связь образовательной области «Музыка»с другими образовательными областями:
Образовательная область |
Задача |
Физическая культура |
развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности |
Здоровье |
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
Социализация |
формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
Безопасность |
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности |
Труд |
Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам |
Познание |
расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества |
Коммуникация |
развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
Художественное творчество |
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
Чтение художественной литературы |
использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
Вывод: музыка сопровождает все режимные моменты детского сада.
«Здоровье».
В ДОУ основная цель по образовательной области «Здоровье»- охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья, - направлена через решение задач :
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
В рабочих планах педагогов используются следующие методические пособия :
Технологии и пособия
по образовательной области: «Здоровье» |
§ Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – М.: Владос, 2003.
§ Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.
§ Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.
§ Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Л.В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999.
§ Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.
§ «Азбука чистоты» - программа «Здоровый малыш», 2009 г. Автор Ходжимирова Н.Д.
§ «Азбука здоровья»- программа «Здоровый малыш»НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростковГУ НЦЗДРАМН |
Реализацию принципа интеграции в нашем дошкольном учреждении можно представить можно представить так :
Виды интеграции области «Здоровье» |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека)
«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ)
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека) |
«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)
«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье») |
v Реализация образовательной области «Здоровье» МБДОУ г. Астрахани № 100
в различных формах деятельности.
Разделы
(задачи, блоки) |
Режимные
моменты |
Совместная
деятельность
с педагогом |
Самостоятельная
деятель-
ность детей |
Совместная
деятельность
с семьей |
-культура гигиены
умываться, чистить зубы, расчёсывать волосы, полоскать горло и рот, устранять порядок в одежде
вытираться только своим полотенцем
навыки гигиены в туалете
культура разговора в помещении
-понимать своё состояние
-различать и понимать состояния своё и людей
-одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения
-выполнение простейшихзакаливающих процедур
-знание о полезном питании
-элементарные навыки приёма пищи |
дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример |
Обучающие игры по инициативе воспитателя
(сюжетно-дидактические)
Занятия-развлечения |
Игры сюжетно-отобра-зительные |
Беседы, консультации,
родительские собрания, досуги, совместные мероприятия, мастер-классы, интернет общение. |
В соответствии «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г №164»,в нашем дошкольном учреждении организовано следующее:
u Четырехкратное питание осуществляется в соответствии с нормативными документами.
u Проводится комплекс оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий ( массовые и индивидуальные).
u Третий час физкультуры проводится на воздухе.
u Регулярно осуществляется медико-педагогический контроль, результаты которого находят свое отражение в схематическом и графическом анализе, в обсуждении результатов работы на совещании при заведующей.
u Медицинское обслуживание детей осуществляется старшей медицинской сестрой , врачом –педиатром и другими узкими специалистами Муниципального учреждения здравоохранения ДПГ № 4 (медицинское обслуживание).
"Безопасность"
Содержание образовательной области «Безопасность» в соответствии с ФГТ направлено на достижение целей -формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
u формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
u приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
u передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
u формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Виды интеграции области «Безопасность» |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания)
«Труд» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности)
«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы)
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания)
«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека) |
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира) |
В планировании используются следующие парциальные программы и технологии:
Технологии и пособия
по проблеме:
«Безопасность» |
§ Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
§ Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. |
Перечень пособий |
§ Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
§ Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Мин. образования Республики Татарстан. / Л.А. Артемьева, Ю.Д. Мисянин и др. – Казань, 1995.
§ Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. – Мн.: Нар.асвета, 1996.
§ Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.
§ Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005. |
«Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач :
· Развитие физических качеств ( скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
· Накопление и обогащение двигательного опыта детей ( овладение основными движениями);
· Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
В нашем дошкольном учреждении физкультура ведется в соответствии развернутого перспективного планирования по физическому воспитанию (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) и методического пособия «Физкультурные занятия в детском саду» Л.И. Пензулаевой. На каждом занятии решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Кроме этого, инструктор по физкультуре применяет на практике авторские разработки занятий, построенные на основе положений и принципов программы под ред. Васильевой М.А. и программы «От рождения до школы» под ред. Вераксы.
Технологии и пособия
по образовательной области: «Физическая культура» |
§ Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2000.
§ С физкультурой дружить - здоровым быть / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
§ Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении / Н.С. Галицына. – М.: Скрепторий, 2004.
§ Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – М.: Владос, 2003.
§ Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении / А.П. Щербак. – М.: Владос, 1999.
§ Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – М.: Просвещение, 2003.
§ Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.
§ Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997. |
Процесс обучения на непосредственно-образовательной деятельности носит дифференцированный, вариативный и интегративный характер.
Виды интеграции области «Физическая культура» |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья)
«Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств)
«Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности)
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)
«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности)
«Труд» (накопление опыта двигательной активности) |
«Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» (развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных областей) |
v Реализация образовательной области «Физическая культура» в различных формах деятельности
Разделы
(задачи, блоки) |
Режимные
моменты |
Совместная
деятельность
с педагогом |
Самостоятель
ная
деятельность детей |
Совместная
деятельность
с семьей |
1.Основные движения:
-ходьба; бег; катание, бросание, метание; ползание, лазание; упражнения в равновесии.
2.Общеразвивающие упражнения
Физкультур
ный досуг
Физкультур
ные праздники
День здоровья
3.Подвиж
ные игры
4. Активный отдых |
Утренний отрезок времени:
Индивидуальная работа воспитателя - игровые упражнения
Утренняя гимнастика:
-традиционная
-сюжетно-игровая
Подражательные движения
Прогулка :
Подвижная игра большой и малой подвижности
Игровые упражнения
Проблемная ситуация
Индивидуальная работа
Занятия по физическому воспитанию на улице
Подражательные движения
Вечерний отрезок времени, включая прогулку:
Гимнастика после дневного сна
Физкультурные упражнения
Коррекционные упражнения
Подражательные движения
Индивидуальная работа
Физкультурный досуг
Физкультурные праздники |
Занятия по физическому воспитанию:
-традиционные
- сюжетно-игровые
- тематические
- Подвижная игра большой и малой подвижности |
Игра
Игровое упражнение
Подражательные движения |
Беседа, консультация
Открытые занятия
Встречи по заявкам
Совместные занятия
Физкультурный досуг
Физкультурные праздники
Консультативные встречи.
Интерактивное общение
Мастер-класс |
«Социализация»
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения в систему социальных отношений через решение следующих задач:
§ Развитие игровой деятельности детей.
§ Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральными).
§ Формирование положительного отношения к себе.
§ Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Для решения поставленных задач воспитатели в календарно-тематическом планировании используют нижеуказанные программы, технологии и методические пособия:
Перечень программ и технологий «Социализация» |
Программы:
§ «Я – человек». – Козлова С.А. М.: Школьная Пресса, 2004.
§ «Дружные ребята» / Р.С. Буре и др. – М.: Просвещение, 2002.
§ «Юный эколог» // Николаева С.Н. В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. - М., 1998.
§ «Я-ТЫ-МЫ» / О.Л.Князева,Р.Б.Стеркина- М: Просвещение, 2008. |
Перечень пособий |
§ Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002.
§ Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О.Л. Зверевой. – М., 2004.
§ Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2003.
§ Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
§ Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Пособия по игровой деятельности:
§ Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М., 1997.
§ Михайлова З. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996.
§ Николаева С. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12. – С. 37. |
Реализацию интегративного подхода в нашем детском саду можно представить так:
Виды интеграции области «Социализация» |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)
«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)
«Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности»)
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира) |
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире)
«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация») |
«Труд».
Цель данной образовательной области в соответствии сфедеральными государственными требованиями - формирование у детей положительного отношения к труду. Достижение цели осуществляется через решение задач:
1. развитие трудовой деятельности;
2. воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
3. формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В нашем детском саду созданы условия, которые способствуют реализации цели и задач данной образовательной области: в группах и на участках оформлены уголки для всех видов трудовой деятельности детей, подобран инвентарь в соответствии с возрастными задачами и требованиями СанПин и ТБ.
В календарно-тематическом планировании используем методические пособия «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко), «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители Т.И. Кандала, И.А. Осина), «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (авторы-составители Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко; Н.В. Лободина;З.А. Ефанова), а так же:
Перечень программ и технологий «Труд» |
Программы:
1. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2.Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. / Л.В. Куцакова. – М.: Совершенство,1999.
3. Программа «Юный эколог» / Николаева С.Н. // В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М., 1998. |
Перечень пособий |
· Нравственно-трудовое вогспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. / Л.В.Куцакова. – М.: Владос, 2003.
· Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие./ А.Д.Шатова. – М: Пед. общество России, 2005.
· Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей / Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990.
· Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т.В. Потапова – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).
· Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. / О.В.Дыбина. –М: Сфера, 2001. |
Реализацию интегративного подхода по данной образовательной области можно представить так:
Виды интеграции области «Труд» |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)
«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей)
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)
«Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда) |
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей)
«Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд») |
v Реализация образовательной области «Труд» в различных формах деятельности.
Разделы
(задачи, блоки) |
Формы работы с детьми |
Совместная
деятельность
с семьей |
Режимные
моменты |
Совместная
деятельность
с педагогом |
Самостоятель-ная деятель
ность детей |
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Труд в природе
Ручной труд |
Первая половина дня
Показ, объяснение, обучение, наблюдение
Вторая половина дня
Напоминание
самообслуживание |
Напоминание, беседы, потешки
Разыгрывание игровых ситуаций
Поручения, игровые ситуации, досуг |
Дидакти-ческие игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художествен-ной литературы |
Беседы, личный пример |
«Познание».
Наблюдения за развитием у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач :
· Развитие сенсорной культуры;
· Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной ( конструктивной) деятельности;
· Формирование элементарных математических представлений;
· Формирование целостной картины мира, расширения кругозора детей.
Виды интеграции области «Познание» |
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы |
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми)
«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира)
«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни)
«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире)
«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности)
«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы)
«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства) |
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира)
«Музыка» и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание) |
v Реализация образовательной области «Познание»
в различных формах деятельности.
Режимные
моменты |
Совместная
деятельность
с педагогом |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная
деятельность
с семьей |
Игровые упражнения
Напоминание
Объяснение
Обследование
Наблюдение
Наблюдение на прогулке
Развивающие игры |
Мини занятия
Интегрированные занятия
Экспериментирование
Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования
Игровые упражнения
Игры (дидактические, подвижные)
Показ
Тематическая прогулка |
Игры (дидактические, развивающие, подвижные)
Игры-эксперриментирова-ния Игры с испольхованиемавтодидактических материалов
Наблюдение
Интегрированная детская деятельность
(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игровую) |
Опрос анкеты
Информационные листы
Мастер-класс для детей и взрослых
Семинары
Семинары практикумы
Ситуативное обучение
Упражнения
Консультации
Досуг
Коллекционирование
Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ
Просмотр видео
Беседа
Консультативные встречи |
В календарно-тематическом планировании и в рабочих программах воспитатели используют методические пособия «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко), «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители Т.И. Кандала, И.А. Осина), «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (авторы-составители Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко; Н.В. Лободина;З.А. Ефанова).
«Коммуникация».
В соответствии с федеральными государственными требованиями достижение цели образовательной области «Коммуникация» это-овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи.
За основу с 2012-2013 учебного года в календарно-тематическом планировании и в рабочих программах воспитатели используют методические пособия «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко), «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители Т.И. Кандала, И.А. Осина), «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (авторы-составители Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко; Н.В. Лободина;З.А. Ефанова).
А так же используют следующие методические пособия:
Технологии и пособия
по проблеме:
*Коммуникация
|
1. «Программа развития речи детей д. в. в д\с.» под ред О.С. Ушаковой
2. «Обучение дошкольников грамоте» под ред. Л.Е. Журова (утверждены Министерством общего и профессионального образования РФ)
3. «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. О.С. Ушаковой М. , 2002 г.
4. «Азбука общения» под ред. Л.М. Шипицына, С-П. , 2001 г. (утверждены Министерством общего и профессионального образования РФ )
5.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
6.Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.
9.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. |
v Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация» в нашем детском саду можно представить так :
Режимные
моменты |
Совместная
деятельность
с педагогом |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная
деятельность
с семьей |
1.Речевое стимулирование
(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарногореплицирования.
2.Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.
3. Хороводные игры, пальчиковые игры.
4. Образцы коммуникативных кодов взрослого.
5. Тематические досуги. |
1.Эмоционально-практическое взаимодействие
(игры с предметами и сюжетными игрушками).
2. Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.
3.Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).
4. Сюжетно-ролевая игра.
5. Игра-драматизация.
6. Работа в книжном уголке
7.Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа).
8. Сценарии активизирующего общения. |
1.Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек)
2.Совместная предметная и продуктивная деятельность детей
(коллективный монолог).
3.Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)
4.Игры в парах и совместные игры
(коллективный монолог) |
1.Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).
2. Игры парами.
3.Беседы.
4.Пример коммуникативных кодов взрослого.
5.Чтение, рассматривание иллюстраций. |
"Чтение художественной литературы"
В соответствии с федеральными государственными требованиями перед педагогическим коллективом поставлена цель по образовательной области «Чтение художественной литературы» -формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг , достижение которой решается посредством следующих задач:
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Интегративный принцип по образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями осуществляется в нашем ДОУ так:
Образовательная область |
Задача |
Физическая культура |
1.Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок.
2.Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей
3.Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений.
4. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры |
Здоровье |
1.На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания
2.Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы
3.Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения. |
Социализация |
Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.Подводить к пониманию нравственного смысла произведения , к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. Участвовать в драматизации знакомых произведений |
Безопасность |
Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города.Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.) |
Труд |
Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.Воспитывать заботливое отношение к животным.Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.Знакомство с трудом взрослых (профессии) |
Познание |
Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра |
Коммуникация |
Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво.Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе. |
Художественное творчество |
Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора.Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность |
Музыка |
Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи. Развитие образности речи. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа.Развивать интерес к театрально-игровой деятельности |
Педагоги используют разные формы, методы и приемы воспитательно-образовательной работы по данной образовательной области:
Режимные
моменты |
Совместная
деятельность
с педагогом |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная
деятельность
с семьей |
Утренняя гимнастика
Физкультминутки. Тематические досуги, прогулка, прием пищи
Работа в театральном уголке, досуги, игры – драматизации, кукольные спектакли
Беседа
Рассказ, чтение
Д/и
Настольно-печатные игры
Прогулка Самостоятельная детская деятельность Организованные формы работы с детьми |
Подбор иллюстраций о спорте.
Чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок.
Подвижные игры
Физкультурные досуги
Заучивание, рассказывание, напоминание, |
Рассматривание иллюстраций и книг
Самообслуживание
Творческие задания
Игры
Досуги
Продуктивная деятельность
Наблюдение
Рассказ
Настольно-печатные игры
Театр
Праздники
Беседы
Театр
Пересказ
Драматизация |
Объяснение
Игры
Личный пример
Беседы
Тренинги
Ситуативное обучение
Посещение театра
Рассказы
Чтение
Прослушивание
аудиозаписей
Игры
Личный пример
Наблюдения за трудом взрослых |
В календарно-тематическом планировании и в рабочих программах фронтальной и индивидуальной работы воспитатели используют методические пособия «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко), «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители Т.И. Кандала, И.А. Осина), «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (авторы-составители Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко; Н.В. Лободина;З.А. Ефанова. А так же программу «Знакомим дошкольников с литературой» О.С. Ушакова, М. 1999 г.
«Художественное творчество»
С целью реализации приоритетного направления и интегративного подхода в формировании у дошкольников художественной культуры как части духовной, приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого,- воспитатели использовали в проведении непосредственной образовательной деятельности парциальную программу по изобразительному искусству «Природа и художник» Т.А. Копцевой. М. «Сфера», 2001 г.., а также методические пособия «Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители В.Н. Мезенцева, О.П. Власенко), «Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» ( авторы-составители Т.И. Кандала, И.А. Осина), «Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой (авторы-составители Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко; Н.В. Лободина;З.А. Ефанова).
v Связь образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями:
Образовательная область |
Задача |
Физическая культура |
Развитие мелкой моторики |
Здоровье |
воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
Социализация |
формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» |
Безопасность |
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
Труд |
формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам |
Познание |
сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
Коммуникация |
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи |
Музыка |
использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства |
Чтение художественной литературы |
использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. |
O Формы работы по образовательной области «Художественное творчество»
Режимные
моменты |
Совместная
деятельность
с педагогом |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная
деятельность
с семьей |
Гигиенические «мини-занятия»
Культура сервировки
Интегрированная детская деятельность
Игра
Игровое упражнение
Проблемная ситуация |
Занимательные показы
Наблюдения по ситуации
Свободная художественная деятельность с участием взрослого
Индивидуальная работа с детьми
Рисование
Аппликация
Лепка
Конструирование из бумаги
Сюжетно-игровая ситуация
Художественный досуг
Выставка детских работ
Конкурсы
Рукоделие
Экспериментирование с материалом |
Самостоятельная художественная деятельность
Игра
Проблемная ситуация |
Конкурсы работ родителей и воспитанников
Выставки детских работ
Художественный досуг
Дизайн помещений, участков
Оформление групповых помещений, музыкального и физкультурного зала к праздникам
Брифинги
Консультативные встречи.
Встречи по заявкам. |
|
|
|